Со второй половины 2014 г. российская экономика переживает спад. Его первопричинами стали спад мировой экономики, вызвавший сокращение объемов мировой торговли и падение мировых цен на нефть, а также оскудение притока денег в российский реальный сектор из-за западных санкций и повышения процентных ставок. С тех пор прошло два года. За это время произошли определенные изменения, а отечественным производителям стальной и метизной продукции нужно работать в новых условиях.
Как отметил на 5-й Общероссийской конференции «Проволока — крепеж» руководитель отдела аналитики журнала «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский, российская экономика переживает сейчас долговременную структурную перестройку. С одной стороны, она характеризуется спадом в тех отраслях, которые ранее могли рассчитывать на дешевые кредиты и обильный приток государственных средств, в значительной мере зависели от импорта и/или ориентировались на внутренний потребительский рынок. В частности, к ним относятся такие крупные потребители стальной продукции и метизов как строительство и автомобилестроение.
Однако, с другой стороны, некоторые отрасли выиграли от импортозамещения и роста локализации. Это, в первую очередь, некоторые сектора машиностроения, а также сельское хозяйство, химическая промышленность и смежные с ними отрасли. Пока что они не могут компенсировать падение спроса на стальную продукцию со стороны строителей и автопрома, но, по крайней мере, перелом уже происходит.
В то же время, после обвала в 2014-2016 гг. рост в крупнейших металлопотребляющих отраслях происходит с низкой базы. Причем, повторения скачка 2010-2012 гг. ожидать трудно. Тогда подъем шел благодаря дорогой нефти и притоку иностранных капиталов. Сейчас такого не будет.
Для строительства, автомобилестроения и других отраслей, ориентированных на потребительский рынок, главным ограничителем является спрос. Теоретически, в России он есть. По обеспеченности жильем, автотранспортом, инфраструктурой Россия все еще существенно отстает от европейских стран. У нас есть, что производить, и есть, что строить. Но для этого необходимо дальше менять экономическую модель.
Как представляется, еще в 2013 г. российская экономика достигла предела роста, который могла обеспечить прежняя сырьевая модель. Рынок, растущий с начала 2000-х гг. с небольшим перерывом на 2008-2009 гг., оказался насыщенным. Неудовлетворенный спрос на потребительские товары, накопившийся еще с советских времен, оказался в основном удовлетворенным. Собственно говоря, точно такую же эволюцию, просто более растянутую по времени, несколько раньше продемонстрировали западные страны.
Чтобы развивать экономику дальше, российским производителям нужно увеличение платежеспособного спроса. А это, прежде всего, повышение оплаты труда, для чего требуется развитие высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью. Только за счет этого можно будет получить повышение покупательской способности населения, расширение продаж недвижимости, автомобилей, других потребительских товары, а затем — и средств производства.
В целом, российская экономика движется в нужную сторону, хотя и не быстро. Поэтому и темпы роста в ближайшие годы, скорее всего, будут ограниченными. Российский рынок стали достигнет дна в 2016 г., и уже на будущий год произойдет увеличение видимого спроса на прокат и метизы. Но возвращение на докризисный уровень будет, по-видимому, весьма длительным и постепенным.